Опубликовано в: Интересное

Оценка бизнеса

Целью оценки бизнеса является расчёт его стоимости (или доли стоимости бизнеса) перед продажей. Подобная оценка может потребоваться из-за различных обстоятельств, но практически каждый предприниматель за время своей работы сталкивается с необходимостью её проведения. Оно и неудивительно, ведь если вы не знаете, как оценить бизнес, то не сможете принять обоснованное решение о его продаже. Если же говорить вкратце, то под стоимостью бизнеса понимают отражение результатов его деятельности. Если вас интересует, кто может оценить бизнес, то вы сможете найти немало различных компаний, которые предложат вам свои услуги в этой области.

Оценка бизнеса

Оценка бизнеса

Что такое оценка бизнеса?

Если вам пришла в голову идея оценить бизнес, то вы должны понимать, что под оценкой бизнеса понимают выполнение ряда задач:

  1. Оценка контрольного пакета акций компании. Одна из наиболее востребованных задач. Именно её выполнение поможет дать наиболее полное представление о стоимости самого крупного пакета акций и самого бизнеса в целом.
  2. Оценка миноритарных акций. На этом этапе проводится оценка одной акции.
  3. Оценка стоимости имущества компании. Главное внимание на этом этапе уделяется оценке активов, которыми владеет компания, то есть земельным участкам, зданиям, сетям, сооружениям, транспортным средствам и т.п.
  4. Оценка доли акций компании, которые котируются в настоящее время на рынке. Наиболее распространённый случай, который заключается в анализе котировок.

Бизнес как товар

Перед продажей бизнес по сути становится вашим товаром. Однако у этого товара есть ряд особенностей, которые вам придётся непременно учитывать. Стоит отметить, что бизнес является товаром инвестиционным, так как все вложения в бизнес производятся исключительно для возвращения средств и покрытия соответствующих рисков.

Расходы на бизнес и последующие доходы от него различные по времени. Сумма ожидаемой прибыли при совершении инвестиций неизвестна заранее. При оценке эта сумма носит ориентировочный характер, так что инвестору приходится учитывать и вполне реальный риск неудачи. Нередко инвестиции пропадают или же возвращаются, но уже не могут покрыть все риски. Во время оценки бизнеса настоящая стоимость вероятных будущих доходов принимается за рыночную стоимость.

Бизнес представляет собой чёткую систему, но на рынке эта система может быть реализована как полный комплекс или как отдельные его части. Таким обозом, товаром становится не только сам бизнес в целом, но также и его отдельные составляющие.

Как оценить бизнес

Как оценить бизнес

Такие факторы, как инвестиционность, потребность и доходность в бизнесе во многом зависят от постоянно изменяющихся процессов, которые происходят не только и не столько внутри бизнеса, сколько во внешней среде. В частности, нередки случаи, когда нестабильность государственной экономики становилась причиной краха бизнеса. В итоге чувствуется потребность в постоянной регулировке бизнеса, что также необходимо учитывать, решая вопрос о том, как оценить бизнес.

Немалое влияние оказывает и сам бизнес на свою отрасль и рынок. Он способен воздействовать на государственную экономику, равно как и она воздействует на него. Таким образом, становится понятной необходимость ответных шагов со стороны государственной власти на пути регулирования бизнеса.

Необходимость в оценке бизнеса

Оценка бизнеса необходима в следующих случаях:

  • Повышение эффективности работы компании;
  • Обоснование инвестиционных решений;
  • В качестве основы для проработки нового бизнес-плана;
  • Необходимость проведения реструктуризации;
  • Определение стоимости пакета ценных бумаг и акций компании;
  • Выявление текущей рыночной стоимости имущества;
  • Определение кредитоспособности фирмы;
  • Налогообложение;
  • Определение арендной платы в случае сдачи бизнеса в аренду;
  • Переоценка существующих активов компании;
  • В случае продажи федеральной или муниципальной собственности;
  • В случае вступления в наследство.

Главными определяющими факторами рыночной стоимости компании являются её текущая и будущая прибыль, а также затраты, которые придётся понести для создания полностью идентичной по своим показателям компании, включая нематериальные и материальные активы, а также положение фирмы на рынке.

Методы оценки бизнеса

Для оценки стоимости бизнеса используются три основных подходы: сравнительный, затратный и доходный.

Оценка бизнеса перед продажей

Оценка бизнеса перед продажей

  • Сравнительный подход предусматривает сравнение компании с аналогичными бизнесами, которые уже были реализованы на сегодняшний день на рынке при равных условиях, включая также и условие конкуренции. Главными источниками информации при этом подходе становятся открытые фондовые рынки, а также все прошлые сделки бизнеса с активами.
  • Затратный метод предусматривает оценку бизнеса с позиции понесённых этих бизнесом затрат. Чаще всего стоимость активов не является достаточным определением для рыночной стоимости. Главным фактором оценки бизнеса перед продажей становится переоценка этих активов. Главным достоинством этого метода становится тот факт, что он основывается на активах, уже существующих на момент оценки компании, так что появление посторонних переменных в данном случае полностью исключается. Этот метод вполне применим и для оценки только что открывшегося бизнеса.
  • При использовании доходного метода прибыль и доход компании становятся основополагающими факторами, которые и определяют будущую стоимость бизнеса. Чем выше будет доход компании, тем выше станет её рыночная стоимость. Доходный метод считается наиболее целесообразным, если имеется возможность прогнозирования будущих доходов компании.

Этапы оценки бизнеса

Для того чтобы провести оценку бизнеса, вам придётся пройти через несколько этапов:

  • Сбор общей информации об объекте оценки, анализ достоверности этой информации, а также документальное подтверждение всех данных;
  • Изучение и анализ рынка на момент оценки. В расчёт берётся только тот рынок, на котором в настоящее время действует оцениваемый бизнес;
  • Проведение всех необходимых расчётов;
  • Согласование полученных результатов.

Прокомментировать